Осень

Закрепление знаний учащихся о временах года, названии, их последовательности помогает формированию временных представлений.
Смотреть еще презентации из раздела Детские презентации



1. Побеседуйте о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды.Предложите сравнить погоду летом и осенью, осенью и зимой.

2. Если ребёнку сложно запомнить названия осенних месяцев, составьте слово по первым буквам каждого слова: сентябрь-С, октябрь-О, ноябрь -Н =СОН. Используйте ассоциацию с тем, что вся природа засыпает. Вспомнив слово СОН, ребёнку будет легко восстановить свои знания о названии месяцев.

3.Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, засыхает трава, желтеют, краснеют и опадают листья.

4. Предложите ребёнку понаблюдать за тем, как изменилась одежда людей осенью.

5. Подобрать подходящее слово-действие и составить предложение из двух слов.
 Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...
Осенью солнце (что делает?) - ...
Осенью птицы (что делаю?) - ...

6. Упражнение "Расскажи, какие?" на подбор определений.
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - ...
Ветер осенью (какой?) - ...
Дождь осенью (какой?) - ...
Листья осенью (какие?) - ...и т.д.

8. Упражнение "Ласковое слово" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча - тучка.
Солнце - ...
Дождь - ...
Ветер - ... 
Лист-...
Лужа-....
9. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди ... (идут)
Лист падает, листья ...
Цветок вянет, цветы ...
Птица улетает, птицы ...
Ветер дует, ветры ...

10. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? - ...
Дождик, который идет осенью, какой? - ...
Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
Погода, которая бывает осенью, какая? - ...
11. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...
1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...
1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5... 
1 день,2...,3...,4...,5...
11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают на пляже и  купаются в озере.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- На деревьях набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
12. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью ...
Летом небо светлое, а осенью ...
Летом день длинный, а осенью ...
Летом тучи ходят высоко, а осенью ...
Летом люди растят урожай, а осенью...
Летом деревья стоят одетые, а осенью...
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
- Лето - со снопами, осень- с пирогами.
- В ноябре зима с осенью борется.
- Холоден сентябрь, да сыт. 
Пословицы про осень тут
14. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев) 

14. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь) 
Б) Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б)Составление рассказа с опорой на картинку.

Предложите составить несколько предложений по картинке:
-Что нарисовано на картинке?
-Кто нарисован на картинке?
-Что дети делают?
-Во что они одеты?
-Кто спустился по стволу дерева?
и т.д. 
Контролируйте, чтобы ребёнок строил предложения, а не отвечал одним словом.

 16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". ( или раскрасить) Используйте эти рисунки для составления рассказа об осени.







 

17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда" и др.

18.Осень в стихотворениях. Предложите выучить хотя бы 1 стихотворение о красоте осени.