Звук Ч



Звук “Ч”При произнесении звука “Ч”:
губы вытянуты вперед и округлены,
зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
кончик языка касается резцов,
средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
весь язык несколько продвинут вперед,
артикуляция в два этапа:
средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку(звук ТЬ);смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель(звук Ш),струя воздуха сильная и короткая,голосовые складки разомкнуты – звук глухой.
Артикуляционная гимнастика. Звук Ч.
Название упражнения
Описание упражнения
“Хоботок”        
С напряжением вытянуть вперед губы.
“Калиточка”    
Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”   
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”        
Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”     
Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”       
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”     
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”    
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу
“Грибок”
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.


 Речевой материал для автоматизации звука в речи
Чистоговорки:

Ач-ач-ач -у меня есть мяч;

Оч-оч-оч -наступила ночь;

Уч-уч-уч -на небе много туч.

Ча-ча-ча-горит в комнате свеча;

Чу-чу-чу-молоточком я стучу;

Чи-чи-чи-в печи калачи.



Предложения:

С обратным слогом: Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Таня ела булочку и запивала молочком. Испугалась Олечка и сидит тихонечко. Сосны - невелички, а на соснах - птички.

С прямым слогом: Ученики учили уроки. Нину лечили врачи. У девочек мячи. У причала кричали чайки. Человек купил печенье. Ученики читали учебник. Мальчики качались на качелях.

С прямым и обратным слогом: Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка выучила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика коричневые башмачки. Телёнок пьёт водичку. Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и печенье.

Скороговорки:

Шубка овечки теплее всякой печки.

У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

У четырёх черепах по четыре черепашёнка.

Загадка.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (удочка)



Ванечка.

Ванечка водичкой

Моет плечи, личико,

Моет пальчики, бочок.

-Как бы вымыть язычок?

Чечётка.

Танечка чётко

отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

не звучит так чётко.

Ученик.

Ученик читает чётко:

Почта, ночь, водичка, чётки,

Чемодан, овечка, печь,

Девочка, печенье, меч,

Кабачок, начинка, почка,

Чайка, чайник, мячик…Точка.

Булочная.

Танечка в булочной

Часто бывает.

Пачку печенья она покупает,

Булочку к чаю,

Сайку и пончик,

Сладкий куличик

И хлеба батончик.

Про бычка.

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

-В рот не суй, что попадётся!»

Хомячок.

Почему вы, хомячки,

Пухлые, как кабачки?

Отвечают хомячки,

Пухлые, как кабачки:

Не в почёте хомячок, если худ его бочок.

Чижик.

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поет чижик. Почему он не поёт, мальчик не знает.

-Чижик хочет на волю, - сказала мама мальчику. Открыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел чижик на дерево и запел.

Почка.

Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться- на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь – уже лопнула и выпустила  листочки.



  Литература:


1.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.- Москва, Гном-Пресс.1999г.
2.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.-СПб.,1996г.