Звуки Р,РЬ





Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине,

голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед,напряжена.

Артикуляционная гимнастика. Звук Р.

Название упражнения

Описание упражнения

“Качели”

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка”       

Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок”

Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Массаж язычка”     

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка”      

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”     

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

«Маляр»  

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек”    

Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет”        

Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: “Д-д-д-д”.

“Моторчик”     

Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).


Рекомендуемые тетради для закрепления звука дома: 
  • Е.А. Азова, О.О. Чернова Домашняя логопедическая тетрадь: Учим звуки ], [р"].
  • Н. В. Новоторцева Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки р, рь.
 Речевой материал для автоматизации звука

Предложения

У Петра много друзей. Петрушка ест ватрушку. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. В трамвае сидят трое. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Друзья вышли из метро. Пётр получил тройку.

С обратным слогом:

Мама даёт Егору шар. На ферме  пожар. В парке высокая горка. Фёдор надевает куртку. В магазине Егор купил огурцы. Захар дёргает шнур. На опушке порхают яркие бабочки.

С мягким звуком:

Быстро едет карета. Рита варит рис. Во дворе ребята играют в прятки. Красиво цветёт сирень и черёмуха. Мама принесёт грецкие орехи. У Риты дырявые варежки. У Бори фонарик. Варя режет редиску. Эта дверь скрипит. На грядке выросли редис и морковь.

Марина купила детский крем.




Чистоговорки:

С прямым слогом:

Ра-ра-ра-начинается игра;

Ро-ро-ро- вот стоит ведро;

Ру-ру-ру-вчтали рано поутру;

Ры-ры-ры-летает комары;

С обратным слогом:

ар-ар-ар-закипает самовар;

ор-ор-ор-Егор метёт двор;

Ур-ур-ур-в деревне много кур,

Ир-ир-ир, я люблю кефир;

Ыр-ыр-ыр-в кармане много дыр.

С мягким звуком в прямом слоге:

Ря-ря-ря- мы пришли сюда не зря;

Ре-ре-ре- я играю во дворе;

Ри-ри-ри- вот сидят снегири;

Рю-рю-рю-я обед себе варю.

С мягким звуком в обратном слоге:

Арь-арь-арь-вот горит фонарь;

Орь-орь-орь-ты со мной не спорь;

Ырь-ырь-ырь-Витя-богатырь;

Ерь-ерь-ерь-нам чинили дверь.

Арь-арь-арь-у меня букварь.

Скороговорки:

Проворонила ворона воронёнка.

Трое трубачей трубили в трубы.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

На горе растут дубы, под горой растут грибы.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Топоры остры до поры.

Трое трубачей трубили в трубы.

Иринка

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку-

Бросит косточки в корзинку.

Рак.

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд-

Только задом наперёд!

Андрюшка

Как большой сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка-

Погремушка с бубенцом.

Небылицы

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

Загадка

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки выросли на грядке. (огурцы)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно найти корм птицам в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Игра.

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром  Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Друг друга Юра и Рая понимают.

Трезор.

У самого забора будка Трезора.

Не пустит Трезор гостей за забор.

Горка.

В парке высокая горка стоит.

На горке сердитый Егорка сидит.

Боится Егорка

Съехать с крутой горки.

Инструменты.

Играет Рая на тромбоне,

Играет Рома на трубе,

Макар играет на гармони,

А Герман на аккордеоне

Квартет играет в парке

Под кедрами у арки.

Гром

Громыхает грозный гром

Где-то в роще, за бугром.

Не боится Рома грома-

Ведь у Ромы папа дома.

Огород.

Есть у Ромы огород,

В нём морковка растёт.

Справа огород Федоры,

В основном там помидоры.

Диктор.

Раин папа утром рано

В каждый дом идёт с экрана.

Вот такой у папы труд,

Его диктором зовут.

Ира Кротова.

Утром мама провожает Иру в детский сад, а сама идёт на работу. В саду у Иры много друзей, но она играет с Ромой. Рома- хороший друг. Вечером мама заходит за Ирой и они идут домой. Дома Ира помогает маме: она убирает комнату, вытирает посуду кормит кошку Мурку.



 Литература:

1.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.- Москва, Гном-Пресс.1999г.
2.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.-СПб.,1996г.