Положение о логопедическом пункте МКОУ ГСОШ


Приложение № 1
Утверждено
приказом директора школы
от 12 октября 2015 года № 313
________________ Кайль А.П.

ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
 Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа (далее - МКОУ ГСОШ), разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»;
- Письмом Минообразования России от 14 декабря 2000 г. «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 22 января 1998 года № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
- Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30 августа 1991 года № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»;
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2008г. № 617 (с изменениями от 18.05.2009г.) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
- Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Министерства образования Российской Федерации 1996г. (Ястребова А.В., Бессонова Т.П.);
- Методическими рекомендациями «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.
1.2. Логопедический пункт создается в МКОУ ГСОШ с целью оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
1.3. Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
1.4. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся  МКОУ ГСОШ,  имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением  строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим  недоразвитием речи).
1.5. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).            
2. Организация деятельности логопедического пункта
2.1. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.
2.2. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Учитель-логопед осуществляет работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичной речевой патологией.
2.3. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе.
         Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме русского языка и математики).
2.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.
2.5. В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальматологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.           
2.6. Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи не должна превышать установленные нормы (Приложение № 1 настоящего Положения).
2.7. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
2.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, родители (законные представители) учащегося, классный руководитель, руководитель МКОУ ГСОШ.
2.9 Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводится для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу отводится 2 часа. Эти часы используются специалистом для точного установления логопедического заключения, проведения консультаций для родителей по коррекции фонетического дефекта, учителям по определению тяжести речевого дефекта, оформления необходимой документации.

3. Комплектование логопедического пункта
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется разновозрастному принципу из числа учащихся с нарушениями речи, посещающих общеобразовательное учреждение. Комплектование групп проводится с учётом структуры речевого нарушения.
3.2. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме (Приложение 2 настоящего Положения) в журнале обследования устной и письменной речи детей. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года и оформляется списком по форме.  (Приложение 3 настоящего Положения)
           Зачисление обучающихся в логопедический пункт и выпуск проводится на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума МКОУ ГСОШ. 
При пропусках 3 индивидуальных или 5 групповых занятий без уважительной причины, учащийся отчисляется из логопедического пункта. На освободившиеся места зачисляются учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи согласно журналу обследования устной и письменной речи учащихся МКОУ ГСОШ.
3.3. Зачисление детей с тяжелыми нарушениями речи в логопедический пункт и выпуск проводится на основании решения районной психолого-медико-педагогической комиссии.
3.4. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме.
 (Приложение № 4 настоящего Положения).
3.5. Предельная наполняемость логопедического пункта сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
        
4. Участники коррекционно-образовательного процесса
4.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте являются обучающиеся, родители (законные   представители), учитель-логопед, педагог-психолог, классный руководитель.
4.2. Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с общеобразовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта.
4.3. Учитель-логопед взаимодействует с учителями-логопедами других образовательных учреждений района, врачами поликлиники.
4.4. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет в логопедическом пункте следующую документацию:
- журнал обследования устной и письменной речи обучающихся;
- речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты начала и окончания занятий;
- журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми;
-тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции устной речи детей;
- рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий;
- план методической работы учителя-логопеда на год;
- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное руководителем   общеобразовательного учреждения;
-  циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, согласованный с администрацией учреждения, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения       
- паспорт логопедического кабинета.
- отчеты об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

5. Управление логопедическим пунктом
5.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется директором МКОУ ГСОШ, заместителем директора по учебной работе.
5.2 Учителю-логопеду, являющимся заведующим логопедическим пунктом производится оплата за заведование кабинетом.

6. Материально-техническое обеспечение работы логопедического пункта
6.1. Для   логопедического пункта   выделяется кабинет площадью, отвечающей сантитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
6.2. Общеобразовательное учреждение для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели) выделяет учителю-логопеду из расчета на одного ребенка в год 2 грамма этилового спирта.  
                                                        
   Приложение № 1                                                                                           
Положения о логопедическом
                                                                           пункте МКОУ ГСОШ                                                
               

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся
Предельная наполняемость, чел.
С общим недоразвитием речи (ОНР)
до 3
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)
до 4
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)
до 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР
до 2
С недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР
до 4
С недостатками чтения и письма, обусловленными ФФН (ФН)
до 5
Заикающиеся
до 3
С недостатками произношения отдельных звуков
до 6


                                           Приложение № 2                                                                                           
                                                                           положения о логопедическом
                                                                           пункте МКОУ ГСОШ

Список обучающихся, имеющих нарушения
в развитии устной и письменной речи
п/п
Фамилия, имя обучающегося, дата рождения
класс
Домашний адрес
Дата обследования
Заключение учителя-логопеда
Принятые меры
Примечания



















Приложение № 3                                                                                           
                                                                           Положения о логопедическом
                                                                           пункте МКОУ ГСОШ

Список учащихся, зачисленных на логопункт

п/п
Фамилия, имя обучающегося, дата рождения
класс
Дата зачисления
Реальная успеваемость по русскому языку
Заключение учителя-логопеда
Примечания















                                                   Приложение № 4                                                                                           
                                                                           положения о логопедическом
                                                                           пункте МКОУ ГСОШ

РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)
     1. Фамилия, имя, возраст.
     2. Класс.
     3. Домашний адрес, телефон.
     4. Дата зачисления в логопедический пункт.
     5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
     6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
     7. Заключение психиатра.
     8. Состояние слуха.
     9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
    10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
    11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных
         высказываний:
     а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи                                     преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).
     б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
      в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
     12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
     13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
     14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
     15. Проявление заикания:
       а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
      б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); 
      в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
      г) адаптация к условиям общения.
     16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
     17. Заключение учителя-логопеда.
     18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).